17:55 Суд над проституткой и сводницей | |
Летом 1921 года вся Москва обсуждала пикантные подробности жизни красивой проститутки Зинки: девке 20 лет, а она намеренно заразила сифилисом красноармейца. Чтобы собственными глазами посмотреть на суд над женщиной легкого поведения народ валом повалил в самый центр Москвы, в… Политехнический музей. Да, билеты на скандальное судебное заседание продавали в кассе музея и это совсем не смущало население. Мероприятие проводил коллектив художественной САНПРОСВЕТ студии, под незримым руководством заведующего санпросветотделом Главного военно-санитарного управления РСФСР А.Эдельштейна. Это была инсценировка, спектакль – наглядная агитация, дабы в доступной форме разъяснить населению, что беспорядочные половые связи с кем попало ведут к венерическим заболеваниям. А сифилис в то время еще был и неизлечим. Успех первого представления был исключительным и уже на следующий день в газете "Правда" появилась заметка в колонке судебной хроники как о реальном процессе. Организаторам срочно пришлось давать опровержение с разъяснением в газете. Хлеба не было, были Зрелища В то время страну, еще терзали интервенты и гражданская война, разруха, голод и эпидемии тифа и других инфекций, и призывы к свободной любви, которые вызвали массовое распространение венерических заболеваний. На территории бывшей царской России повсюду расцветал сифилис. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР нашел весьма оригинальный способ санпросвет пропаганды и наглядной агитации. Заведующий санпросветотделом Главного военно-санитарного управления А. Эдельштейн рассчитал, что для одной Москвы нужно было дать минимум 1000 постановок, чтобы пьесу посмотрели все трудящиеся москвичи. Весьма обнадеживал чиновников коммерческий успех первого представления – это редкий случай, когда санпросвет работа приносила доход и население охотно платило. Зал был переполнен, так что работы предстояло непочатый край. Сюжет За основу взяли реальный судебный процесс над проституткой, заразившей красноармейца сифилисом. Гражданки лёгкого поведения по сути были самыми что ни на есть униженными, и считались позорным пережитком царских времен. Незадолго до этого были учреждены рабочие советы по борьбе с проституцией и кто-то из активистов предложил во время судебных представлений устраивать сбор пожертвований путём продажи открыток, наличных денег «в кружку» и подписных листов. Сюжет проработали с агитационной точки зрения в Народном комиссариате здравоохранения РСФСР с помощью профессиональных постановщиков и в результате получился качественный, приковывающий внимание текст, выжимающий слезу у зрителя. К примеру, по ходу пьесы проститутка Зинка Заборова долго запирается говорить правду, увиливает, и только после показаний свидетелей призналась, что торговала телом. Обвинитель на суде обличал не подсудимую, а буржуазный строй, который заставил женщину пойти на панель. Но особой проникновенностью отличалась речь Защитника. Речь Защитника Обстоятельная речь защитника хотя немного затянута и даже нудная, но она стоит того, чтобы привести ее полностью: «Гражданка Заборова – проститутка. Это мы знаем, и в этом признается сама обвиняемая. Но виновата ли она? Проследите жизнь Заборовой, и вам станет ясно и понятно. А понять – значит простить. Личная драма Заборовой похожа на жизнь сотен и тысяч женщин, попавших на улицу, что нам необходимо говорить о ней, прочувствовать ее, проследить все детали, а потом сделать выводы, принять решения, важные не только для Заборовой, но и для тысяч ей подобных Как ярко и до цинизма просто происходило падение Заборовой, как жестоко и злобно жизнь втаптывала Заборову в грязь и омут, из которых ей не удалось выбраться… Женщина – работница не должна быть матерью – ведь ребенка нужно кормить, только богатые имеют право на семью и детей». «В 17 лет Заборовой пришлось решать неразрешимую задачу. В 17 лет она беспомощная, всеми брошенная остановилась на перепутье двух дорог: по одной пойти – себя погубить, но ребенка спасти, по другой – себя спасти, ребенка погубить. И она, мать, не выбирала, – конечно, ребенка спасти, спасти какой угодно ценой, даже если себя погубить нужно…Она отдала ребенка в деревню и сама пошла зарабатывать хлеб. На деньги, заработанные своим телом, она кормила ребенка». «Заборова была настоящей матерью – героически выполняла свой высший долг и высшее назначение. Та, которую мы судим, – яркий пример самоотверженного выполнения обязанностей матери. Заборова не чета тем матерям, которые бросают своих детей, которые неспособны на страдания даже во имя тех, кому они сами дали жизнь. Так скажите, граждане судьи, виновата ли она в том, что в 17 лет пошла на улицу и вступила на путь, с которого трудно уйти? Вы, чувствующие и знающие сердце народа, вы скажете вместе со мной – нет, невиновна! Старую жизнь нужно судить, тех, кто бросил ее на улицу, тех, кто превратил её в проститутку. Что было дальше? Жизнь посмеялась над Заборовой – умер ребенок. А она шагала по проторенной дороге, обиженная жизнью, оскорбленная, брошенная друзьями, поступила в публичный дом». Финал Агитационный финал постановочного суда был призван показать лояльность новой власти чаяниям угнетенных граждан и потому полностью соответствовал времени. А потому расстрогал до слез очень многих зрителей: – суд направил Заборову на лечение в больницу, а против зараженного ею красноармейца Крестьянинова возбудил дело «по обвинению в пользовании проституцией и создании на неё спроса». Зал рукоплескал, дамы утирали слезы – успех первой постановки суда стал ошеломительно-феноменальным. Масштаб санпросвета За 1921 год смогли дать 150 постановок. Это была внушительная цифра, поэтому занятые в них актеры могли рассчитывать не только на материальную поддержку от Наркомздрава, но и на процент от кассовых сборов. А заведующий санпросветотделом Эдельштейн писал: «Бесспорно, нужно признать, что из всех видов массовой работы суды – самые ценные». Тут же организовали мини-труппы из профессиональных артистов, которые самозабвенно исполняли роли в санпросветсудах. И их количество росло как на дрожжах. Поэтому планы были у Наркомздрава грандиозные – нужно было охватить не только Москву, но и всю РСФСР, и с 1922 года весь СССР. Михаил Булгаков в своих очерках о Москве «Сорок сороков» отметил: «Извозчики теперь оборачиваются с козел, вступают в беседу, жалуются на тугие времена, на то, что их много, а публика норовит сесть в трамвай. Ветер мотает кинорекламы на полотнищах поперек улицы. Зовут на новые заграничные фильмы, возвещают «СУД НАД ПРОСТИТУТКОЙ ЗАБОРОВОЙ, ЗАРАЗИВШЕЙ КРАСНОАРМЕЙЦА СИФИЛИСОМ», десятки диспутов, лекций, концертов. Судят «Санина», судят «Яму» Куприна, судят «Отца Сергия», играют без дирижера Вагнера, ставят «Землю дыбом» с военными прожекторами и автомобилями, дают концерты по радио…» В 1922 году доктор Израиль Гельман провел анкетирование студентов Московского университета – 1600 человек , из «сознательных пролетариев» и крестьян. Цель его работы – научными методами показать, что нового привнесла Революция в интимные отношения революционной советской молодежи. Результаты оказались шокирующими: « Выяснилось, что понимание половой жизни у молодых «упрощённое, циничное, чисто физиологическое», первый секс по любви — ценность единиц (случился только у 3,7%), а проституция — выбор многих (ею пользовались 38% юношей)». Блуждание по «тропинкам случайных связей» с выходом к венерическим болезням, в чем признался признался каждый пятый (19,3%). Хотя эта цифра оказалась меньше, чем в похожем дореволюционном исследовании — «Московская студенческая анкета 1904 года», но утешение — удручающее. «Каждый пятый — есть социальное бедствие, требующее серьёзной борьбы», — признал доктор Гельман. — «Революция, выковала у них социальные мировоззрения, обожгла их своим дыханием, однако оставила совершенно нетронутой область половой жизни». В 1923 году Народный комиссариат здравоохранения РСФСР выпустил брошюру, начало которой было похоже скорее на эпиграф к триллеру: «Половая жизнь человека принадлежит к числу наиболее тёмных и порою жутких страниц его существования...». Заход на тьму и жуть был и в издании под названием «Половая жизнь современной молодёжи». Анкета 1922 года и работа Гельмана — яркий пример тех положительных эпизодов того трудного революционного времени, озабоченности новой власти здоровьем населения, и своевременность санпросветпропаганды по вопросам венерических заболеваний на государственном уровне. Масштабы санпросвета от Венерологической секции Наркомздрава РСФСР в 1923 году. Распространили: 5 млн листовок; 350 тыс. популярных брошюр; 30 тыс. художественных плакатов; 30 тыс. плакатов без рисунков; 20 тыс. программ в помощь лектору; более 100 коллекций диапозитивов. Как видим, формы агитации к здоровому образу жизни придумали самые разнообразные — от отраслевых профизданий до ликбезов для непосвящённых, поэмы, пьесы, передвижные выставки и постановочные «санитарные» суды. А реакция граждан, как и всегда, — в духе времени: со страхами перед «той самой» болезнью, опасениями травли, недоверием к врачам и массовыми обращениями к… знахарям. Соответственно, выпустили еще и издания отдельно для населения из города и деревни, а названия говорили сами за себя: «Сифилис в семье. 20 ответов крестьянке», «Беседы о женских болезнях», «Как уберечься от венерических болезней», «Что необходимо знать о половом вопросе», «Сифилис и брак. Когда сифилитики могут вступать в брак?» Даже сатирический крестьянский журнал «Лапоть», призывал девушек требовать от жениха «справочку» от венеролога: Перед тем, как выйти замуж, Жениху скажите прямо: Вынь-ка, друг, на лавочку О здоровьи справочку! На сем закончу свое повествование, благодарю вас за внимание. На картинке к публикации - Афиша Политехнического музея от 31 января 1921 года и страница из издания НаркомЗдрава https://dlib.rsl.ru/viewer/01009121425#?page=1 Автор Ольга Парфенова. | |
|
Всего комментариев: 0 | |