Продолжим и завершим тему юродства в контексте истории психиатрии — вернее, той самой причины, по которой на Руси к сумасшедшим относились весьма и весьма терпимо.
В годы царствования Иоанна Васильевича, который Грозный, в полку
юродивых ощутимо прибыло. Чаще же вспоминают о двоих: о Николке Салосе
да о Василии Блаженном.
Житие Николы Салоса (σαλός в переводе с греческого — простой, глупый,
дурак), писаное служителями Церкви, потерялось ещё в XVIII веке, и до
нашего времени дошли лишь обрывки легенд. Никто не знает, где и когда
точно родился Никола, помнят лишь, что, когда пришел царь с опричным
войском в опальный Псков (а было это в феврале 1570 года), Никола, по
сути дела, спас горожан от царского гнева. Укорял государя в жестокости и
греховности, кусок сырого мяса ему протягивал (на картине Андрея
Петровича Рябушкина «Иоанн Грозный с приближенными» этот момент как раз
отражён)... Петр Васильевич Знаменский в своём «Руководстве к Руской
церковной истории» пишет:
Царь Иоанн Грозный в келье Николы Салоса
...
Читать дальше »