Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт доктора Богданова

Воскресенье, 19.05.2024
Главная » 2019 » Сентябрь » 20 » Псора без иллюзий и мистики (на конкурс рассказов)
07:14
Псора без иллюзий и мистики (на конкурс рассказов)
Прогресс в медицине быстро меняет взгляды врачей на ту или иную медицинскую проблему и соответственно на лечение болезней. Особенно это касается болезней из разряда неизлечимых, но контролируемых, например, таких, как псориаз. Но если бы не самоотверженное творчество тех специалистов, которые псориаз лечили, не было бы теперь успехов на пути излечения этого заболевания, как не было бы и моих воспоминаний об этом заболевании.
Очень давно для лечения псориаза мы применяли метод экстракорпоральной детоксикации – гемодиализ на жидких динамических мембранах. Это было в 90-х годах прошлого века. Тогда я работал в научно-медицинской фирме «Исцелитель», и упомянутый метод был моим детищем. На фирме мы лечили гемодиализом наркоманов и попутно пробовали применять его на больных с другой патологией. Пациентов с псориазом, которым был выполнен гемодиализ, правда, тогда было не много. В основном это были знакомые общих знакомых. Но с этого мы начинали. Об отдаленных результатах экстракорпоральной детоксикации мы узнавали, как правило, случайно, или, когда приходили к нам эти больные повторно. Результаты лечения в целом были не плохими. Ремиссия болезни наступала через 2-3 недели после выполнения процедуры. Если процедура была однократной, ремиссия продолжалась один год, при двух- или трехкратной процедуре ремиссия держалась два года.
В 00-е годы, после закрытия фирмы, гемодиализ мы уже не проводили. В свободное от основной работы время (так требовалось по закону, хотя и не только в свободное от работы время) я принимал больных в частном порядке. Мне в этом виде деятельности помогали сотрудники лаборатории патофизиологии НИИ травматологии и ортопедии, которой я руководил, и отдельные врачи прежней фирмы. Но мы работали единой командой. Среди посещавших нас больных попадались и больные псориазом. Их приходилось лечить по принятым тогда схемам. Однако в лечении этих больных ни гормоны, ни цитостатики, ни дорогую антицитокиновую терапию мы не использовали. Но зато успешно применяли другие не стандартные средства.
В то время в происхождении многих хронических заболеваний мы пытались найти скрытую инфекцию или инвазию. Считали, что правильное санирование очагов с инфекцией, или уничтожение возбудителей и сопутствующих паразитов, обитающих в организме, даже не связанных прямо с основным заболеванием больных, должно было способствовать их выздоровлению. Все препараты, используемые для лечения таких заболеваний, мы условно делили на две группы: «ядра» и «плаща». К «ядерным» относили различные этиотропные средства, к «плащевым» - в основном средства, восстанавливающие работу систем и органов организма, нарушенных болезнью. В эту группу включались, как часть, и патогенетические средства. Но сама группа была больше. В ней присутствовали и комплексные гомеопатические препараты разных производителей, и средства, предупреждающие нежелательные или токсические эффекты этиотропных препаратов (кстати, этим этиотропные препараты приближались к идеальным препаратам, о которых П. Эрлих говорил как о «золотых пулях, бьющих прямо в цель»).
Из этиотропных средств для лечения псориаза мы чаще всего применяли антибактериальные препараты в связи с очагами хронической стрептококковой инфекции (хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит), или антибиотики-макролиды и сульфаниламиды в связи с сопутствующим токсоплазмозом. Но применяли эти средства длительно. Еще использовали гепатопротекторы, тиосульфат натрия, пробиотики и (в соответствии с показаниями для лечения псориаза) комплексные гомеопатические препараты фирмы «Хеель».
В это же самое время мы познакомились с работой американского ученого Дж. Пегано. Им были сделаны наблюдения, что сыпь у больных псориазом проходила, когда эти люди находились в реанимационном отделении или в палатах интенсивной терапии по поводу инфаркта миокарда, инсульта или черепно-мозговой травмы. И когда эти больные получали парентеральное питание. После перевода пациентов в общие палаты или после выписки, т.е. когда они переходили на обычное питание, болезнь возвращалась к ним вновь. Анализ употребляемых больными продуктов питания привел Дж. Пегано к выводу, что в условиях «дырявого кишечника» поступление в кровоток антигенов пасленовых овощей (перца, картофеля, помидоров, баклажанов), а также избытка белков, которые на конечном этапе метаболизма сильно закисляли кровь (мясные продукты), приводило к сенсибилизации организма и соответствующей кожной реакции. Разработанная этим исследователем диета принесла долгожданные плоды. При соблюдении такой диеты больными кожа у них начинала очищаться с третьей недели, а полная ремиссия наступала уже через три-шесть месяцев. Через год-два соблюдения диеты состав продуктов рациона постепенно расширялся и при нормальной их переносимости пациенты начинали снова употреблять привычную пищу. И псориаза у них уже не было.
Диета Дж. Пегано здорово помогла нам в комплексном лечении больных псориазом. Оставалось дело за малым. Надо было найти причину повышенной кишечной проницаемости и атрофии слизистой оболочки тонкого кишечника, которые были у больных псориазом и описывались морфологами. Причина могла быть в микробной флоре тонкого и толстого кишечника, а вернее в изменении состава флоры тонкого кишечника, в который поступали микробы из толстого кишечника.
Мы не имели возможности исследовать состав микрофлоры тонкого кишечника у больных псориазом. Но просматривая мазки крови, окрашенных по Романовскому, обращали внимание на выраженную бактериемию, присущую повышенной тонкокишечной проницаемости, и видели очищение крови при наступлении ремиссии у таких больных. В наших условиях работы очищение крови от микробов являлось простым критерием эффективности проводимой терапии.
Между тем за рубежом появились работы, в которых авторы назвали изменения в составе флоры в проксимальном отделе тонкого кишечника больных псориазом синдромом избыточного бактериального роста. Микробов, которые из толстой кишки переходили в тонкую, они назвали псорогенными (в 70% случаев это были E. coli, Bacteroides spp., Clostridium spp., в 25% - Enterococcus faecium, в 5% другие). Выяснилось, что псорогенные бактерии изменяют проницаемость кишечного эпителия и что не только антигены пасленовых растений, но и антигены из разрушенных псорогенных бактерий или продуктов их жизнедеятельности способны были сенсибилизировать организм.
Затем было установлено, что удалению из тонкого кишечника псорогенных бактерий способствовала диета Дж. Пегано, кишечный лаваж, антибиотикотерапия или применение специфических бактериофагов.
В настоящее время за рубежом перед назначением антибиотиков или бактериофагов бактериологическим методом определяют чувствительность к ним псорогенных бактерий. Сами же бактерии получают эндоскопическим путем из тонкой кишки. В случае правильного подбора препаратов и комбинации методик, дополняющих этиотропное лечение, включая назначение про- и пребиотиков, наступает полное и быстрое излечение больных от псориаза.

В моей частной лечебной практике было много творчества, которое некоторые контролирующие специалисты из облздрава именовали самодеятельностью, неоднократно штрафовали и постоянно грозили лишить лицензии. Но у меня была свобода выбора методов лечения, уважение коллег, с которыми я работал и, которые меня поддерживали в самые трудные минуты. И еще была ответственность за больных, приходивших на прием без всякой рекламы. Сегодня мне приятно сознавать, что собственные практические и теоретические разработки лечения псориаза шли в правильном направлении.
Мне хочется верить, что рост числа международных протоколов лечения больных, одобренных Минздравом, не вытеснит из сознания молодых врачей элемент творчества. Ведь без него не может быть никакого прогресса в медицине.
--------------------------------
★ - Автор темы награждается баллами активности


Просмотров: 481 | Добавил: Bogdan | Теги: Дизбактериоз | Рейтинг: 0.0/0