Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт доктора Богданова

Воскресенье, 19.05.2024
Главная » 2019 » Март » 18 » Деканат
17:00
Деканат
«Деканом можешь и не быть, а сволочью ты быть обязан!»
Из черного студенческого юмора

Декан – руководитель факультета в высшем учебном заведении. Другими словами – это начальник над всеми заведующими кафедр, входящих в состав факультета и студентами обучающихся на них.

Долгое время фигура декана считалась одной из самых таинственных и загадочных на факультете. Обычно ректор на эту должность назначал одного из самых перспективных, желательно молодых заведующих кафедрой, имеющих за плечами докторскую диссертацию и звание профессора. Но не всегда эти требования выполнялись. При становлении факультета, при его открытии, докторов просто не хватало. В этом случае деканом становился любой доцент, преимущественно из варягов. Другими словами, неудачник из столичного вуза. Главной исключительной чертой декана являлась личная преданность к ректору.

При наличии же единственного на факультете профессора, он автоматически становился деканом. Уже раз назначенный декан, до конца своих дней непоколебимо находился при этой должности. Вся известная мне статистика подтверждает это. С должности декана по собственному желанию никто не уходил, а если и уходил, то только с повышением в проректора или ректором, а чаще «ногами вперед» из главного административного корпуса.
С началом перестройки, с приходом, так называемой гласности, появилось понятие, как выборы декана. Уже не ректор назначал декана, а общественность принимала активное участие в выборах. В эту общественность факультета входили в первую очередь преподаватели и часть активных студентов. Весь факультет невозможно собрать в одной аудитории, по причине отсутствия соответствующего помещения. С каждой кафедры, студенческой группы, выбирался особый актив, по два-три человека, по предположению будущего декана лояльного к нему.

Теоретически каждый желающий из преподавателей мог подать заявление на конкурс по выборам декана. Подать – то он мог, но это могло привести его к самым неблагоприятным последствиям. Несмотря, на кажущую доступность к выборам декана, не каждый из сотрудников академии мог претендовать. Выборы стали открытыми, но технология осталась прежней. Выбирали того, кого и хотели выбрать. В отличие от депутатских мандатов, где выборы считаются действительными, при наличии нескольких кандидатур, при выборах декана искались пути отсечения возможных противников. Если же один из претендентов проявлял излишнюю активность, то ректор, поддерживающий кандидатуру нужного ему декана, вызывал противника на беседу. После беседы с ректором у претендента пропадало всякое желание подавать документы на конкурс. Нужно было быть круглым идиотом, не согласившимся с мнением ректора.

Вторым лицом на факультете являлся заместитель декана. Эту должность занимал преподаватель, полностью разделяющий взгляды декана, назначаемый им и принадлежащий к самому близкому кругу его друзей-единомышленников. Обычно эта должность являлась своеобразным трамплином при получении звания доцента.

Третьим лицом в деканате являлся секретарь. В отсутствие двух первых секретарь имел неограниченные возможности. В его обязанности входили вести всю канцелярскую работу, начиная от составления списков студентов, распределения их по группам и до выдачи разрешений на пересдачу экзаменов.
Декан и замдекана, обычно в первой половине дня работали на своих кафедрах. После основного своего рабочего времени, перемещались в деканат, где и находились до самого вечера.

Вся работа деканата разделялась как бы на две части. С утра, безраздельно царствует секретарь, а после обеда декан и его заместитель. Замдекана обычно отвечал за два первых курса. Если количество студентов превышало обычную норму, то в деканат вводили еще одну ставку заместителя декана (обычно два заместителя были на лечебно-профилактическом факультете – лечфаке). Декан отвечал за выпускные курсы и координировал всю работу деканата.

Начиная с первого курса, каждый студент должен был знать, кто является главным на факультете. В первые же дни сентября проводилось организационное собрание для первокурсников. Декан выступал с краткой речью, где знакомил студентов с правилами внутреннего распорядка вуза, с посещением занятий, условиями учебы и возможных репрессиях при большом количестве пропусков. Для студентов делалась специальная встряска, чтобы для них учеба мёдом не показалась. Здесь же декан представлял своего заместителя и подчеркивал, что именно он ваш отец и главный руководитель, и по всем насущным вопросам нужно обращаться к нему.

В те доперестроечные годы на первом собрании сразу же формировались группы студентов для поездки на уборочную в районы Омской области. Никто не имел права уйти от этой ответственной работы. Никакие справки об освобождении по состоянию здоровья не принимались в расчет. Поступал в институт здоровым, значит, можешь работать на уборочной. Когда изменилось законодательство и студентов до восемнадцати лет нельзя стало посылать на длительную командировку в район, отошли от этой практики и оставляли студентов на сельхозработах в городе, для ежедневных поездок на автобусе в близлежащие совхозы. Вот здесь и начиналась основная работа заместителя декана. Необходимо было составить списки, проследить, чтобы все студенты доехали до пункта назначения и еженедельно их проверять на местах.

Тщательно подбирался состав руководителей сельхозотрядов, от деятельности последних много зависело по возвращении студентов здоровыми в институт. Нужно было ежедневно обеспечить явку определенного количества людей. К уборочной компании мы еще вернемся.

Учеба обычно начиналась 10-15 октября и здесь, главное было не упустить курс от жесточайшего повиновения. В обязанности замдекана входили проверки посещения студентов на лекциях, контроль за успеваемостью, заполнение листков посещения практических занятий старостами групп.

Каждый месяц кафедры присылали в деканат рапорты, где объективно давалась характеристика каждой учебной группы. Сколько пропусков, сколько двоек, какие шансы на дальнейшую учебу. При большом количестве пропусков необходимо было выяснить причину их. Если по состоянию здоровья, то студенту создавались особые условия: сдвигалась сетка экзаменационной сессии, составлялся индивидуальный график посещения пропущенных занятий.

Если же студент пропускал занятия не по уважительной причине, то с ними расправлялись быстро. Каждое пропущенное занятие на кафедрах химии, биологии, латыни, физики и т.д. необходимо было отработать. Отработки принимались вечером и длились по несколько часов. На кафедре биохимии при пропуске занятия принималась отработка в течение пяти-шести часов! Если студент пропускал двухчасовое занятие (по сорок пять минут), то потом сидел на отработке в три – четыре раза больше времени. И только дураку могло понравиться пропускать такие занятия. Такая же аналогичная ситуация происходила с лекциями. Ты должен был принести весь конспект пропущенной лекции (на кафедре химии) и еще ответить на ряд вопросов преподавателя.

На первом курсе пропусков занятий без уважительной причины было совсем мало. Ко второму курсу их появлялось больше, ну, а на пятом, выпускном курсе, уже мало, кто и контролировал учебный процесс студентов. Они уже сами знали, где можно пропустить и легко отработать, а где за каждый пропуск снимут семь шкур.

Главное, на первых двух курсах, что я неоднократно и повторял студентам: «Надо, научиться – учиться!» Кто улавливал смысл этого вольного изречения, то спокойно преодолевал все самые тяжелые кафедры, не имея никаких противоречий с деканатом.

В обязанности заместителя декана еще входило проведение старостатов студенческих групп. В каждой группе назначался староста, отвечающий за посещение занятий и успеваемость студентов. На эту должность назначался деканом, еще во время поступления один из хорошо успевающих студентов. В расчет принимались результаты вступительных экзаменов. Староста на каждой лекции подавал рапортички о наличии студентов на лекции. Обычно она подавалась к концу первого часа лекции. В самые первые дни занятий замдекана и старался сделать проверки посещений лекций. Проверялась честность самого старосты, чтобы неповадно ему было писать: «На лекции присутствуют все», а полгруппы отсутствует на лекции. Заодно повышалась дисциплина и среди студентов. При одном пропуске лекции, провинившийся студент брался на заметку в деканате, при двух пропусках – можно было объявить выговор, а при трех и более, даже снять со стипендии и готовить документы на отчисление.

Стипендию выдавали только успевающим студентам, при сдаче всех экзаменов на «хорошо» и «отлично». С одной тройкой стипендию можно было и не получить. Все зависело от общей сдачи всеми студентами института сессии. Существовал строгий процент выдачи стипендий студентам, но какой он был в количественном отношении, знал, наверное, лишь один ректор, да главный бухгалтер. Знали, что существует специальный стипендиальный фонд, а, что он собой представляет, никто толком и не знал.

При сдаче всех экзаменов на пятерки, во время одной сессии, назначалась повышенная стипендия. Стипендии распределялись после сданной сессии на старостате в присутствии декана и секретаря деканата. Уже заранее было известно, что такое-то определенное количество стипендий было выделено ректоратом. Как это происходило? Каждый староста группы называл по фамилии студентов, сдавших сессию на «хорошо» и «отлично». После этого подсчитывалось общее количество стипендий. Если мало студентов сдали сессию на хорошие оценки, то старосты называли студентов, сдавших сессию с одной тройкой, потом с двумя и т.д. Если весь курс сдал сессию хорошо, то с одной тройкой могли и не дать стипендию. Просто не хватало денег. Здесь еще от старосты зависело, дадут ли студенту с одной тройкой стипендию. На получение стипендии влияла общественная деятельность студента. Староста должен был отстаивать и напоминать на старостате о больших общественных и прочих заслугах студентов. Кроме «хорошистов» и «отличников», стипендию получали все старосты групп, вне зависимости от оценок, а также треугольник курса: комсорг, профорг и староста. Если на курсе было три и более членов КПСС, то выбирался партгруппорг курса и тоже получал стипендию. Хотя , если признаться честно, то все члены партии получали стипендию: их постоянно курировал партком института и не давал, можно сказать, в обиду. Спортсмены, студенты, занимающиеся в научных кружках и достигшие особых успехов, тоже имели шанс на получение стипендии.
В те далекие 70-е годы обычная стипендия равнялась 28 рублям, а повышенная 33 рублям. Через год минимальная стипендия увеличилась до 40 рублей и повышенная стала 45 рублей. На последнем курсе стипендия уже равнялась 50 рублям, и ее давали всем студентам, на последнем десятом семестре. Были на курсе студенты, впервые получившие стипендию на пятом курсе. Это были откровенные троечники.

Для сравнения, чтобы узнать много это было или мало в то время, нужно привести здесь ряд цифр. Булка серого хлеба стоила 16 копеек, а белого 20 копеек. Килограмм мяса на базаре стоил 3 рубля 20 копеек. В магазинах мяса просто не было. Колбаса, любая вареная, стоила 2 рубля 20 копеек. Пол-литра молока стоила 14 копеек, в бумажных пакетах треугольной формы. Показателем благосостояния советского человека в те далекие годы, а здесь нельзя об этом не сказать, была бутылка водки. Вернее возможность ее купить на определенную сумму.

Здесь хочется привести один анекдот. «У одного рабочего завода спросили: «Сколько стоит левое изготовление этой детали?» «Бутылка водки», - ответил рабочий. «Выходит, что стоит примерно четыре рубля? А если водку повысят до ста рублей? Сколько будет стоить?» «Мне все равно, до какой стоимости вы ее повысите, деталь будет стоить бутылку водки!» - ответил рабочий.
Водки было несколько сортов от 3 рублей 62 копеек, до 4 рублей 42 копейки. Продавались из-под полы, по блату, еще несколько сортов водки по заниженным ценам. Ведь при социализме нельзя было на старый вид водки увеличивать цену и изредка встречались: «Столичная», «Посольская», «Московская» по цене в пределах трех рублей. Эти сорта водок изготавливались по специальному заказу и продавались в Обкомовском или горисполкомовском буфетах, и то не всем коммунистам.

.А теперь подсчитайте, большая или маленькая была стипендия простого советского студента? Теоретически на 40 рублей можно было купить 13 бутылок водки. Если перевести те деньги в доллары, из расчета один доллар 65 копеек (в те времена доллары видели только на картинках), то выходила стипендия в пределах 70 долларов, что по современному курсу равняется 1900 рублей. Стипендия же студента 2007 года в медицинской академии равняется 600 рублям, а повышенная 1200 рублей. Кстати я знал студентов живших на 28 рублей в месяц! А попробуй сейчас.

Таким образом, получение стипендии во время учебы являлось существенной прибавкой для жизни студента. Надо также учитывать, что постоянно студенты где-то подрабатывали: на мясокомбинате, на разгрузке вагонов, на плодоовощных базах, дежурили санитарами на скорой, в больницах, трудились в детских садах сторожами, дворниками. Если студент бы захотел, то он мог найти себе по вкусу любую работу. Но если скромно жить, то можно с трудом прожить и на одну стипендию.

В настоящее время нечего и думать, что студенты смогут прожить на одну стипендию. Поэтому если студенту грозили, что его при плохой учебе снимут со стипендии, то для него это было самое страшное наказание.

https://mirvracha.ru/forum/category/9933/20544


Просмотров: 627 | Добавил: Bogdan | Теги: Деканат | Рейтинг: 0.0/0